Андреевский флаг
10 декабря (30 ноября по старому стилю) 1699 года Петр I своим указом учредил единый для кораблей флота России кормовой флаг – Андреевский флаг.
Первый Андреевский флаг представлял собой трехцветное (бело-сине-красное) полотнище Государственного флага России, перекрещенное косым синим крестом. Этот крест на корабельном флаге, так же как и на учрежденном несколько ранее в том же году первом военном ордене России Святого апостола Андрея Первозванного, символизировал поддерживаемый церковью и государственной властью культ первосвятителя Русской земли и покровителя мореплавателей апостола Андрея Первозванного, по легенде, распятого в Греции на таком же косом кресте. Этим и объясняется, что командиры кораблей русского флота заканчивали свое обращение к личному составу перед боем словами: «С нами Бог и Андреевский флаг!»
Андреевский флаг не был первым российским корабельным флагом. За сорок лет до его учреждения в 1667 – 1669 гг. в селе Дединово на Оке была построена во главе с первым русским кораблем «Орел» флотилия для защиты торговых путей на Волге и Каспии. Для «Орла» по настоянию его строителя и капитана голландца на русской службе Д. Бутлера был установлен кормовой флаг, к сожалению, до нас не сохранившийся. По отдельным описаниям и предположениям, это было разделенное на четыре части прямым синим крестом полотнище, четверти которого попарно по диагоналям были красного и белого цвета. Впоследствии с вступлением на престол Петра I корабли пока еще малочисленного русского флота того времени, начиная с ботика на Яузе – дедушки русского флота – и далее – Потешной флотилии Плещеева озера, флотилии Белого моря, Каспийской флотилии, «Морского каравана» и Азовской флотилии – несли в качестве кормового флага трехцветный «Флаг Его Царского Величества Московского». Торговый флот этого периода ходил до 1705 года под белым флагом с черным двуглавым орлом в центре, а затем под трехцветным государственным. Кормовые флаги тех времен, подобно армейским знаменам, были значительны по своим размерам. Длина их доходила до четырех метров, а на флотах других стран и того более. Такие размеры были продиктованы тактическими целями: флаг должен был вызывать страх у врага не только своей величиной зрительно, но и на слух, звуковым эффектом: длинное полотнище «ревело» на ветру. Со временем размеры флагов и знамен уменьшились, а их устрашающий «рев» до недавних пор все еще сохраняли различные сирены, ревуны, двигатели без глушителей и прочие «военные хитрости».
Известно, что принятию Андреевского флага предшествовали не менее тридцати эскизных набросков, сделанных рукой царя. Да и утвержденный в первоначальном облике Андреевский флаг просуществовал недолго. В 1700 году были введены новые кормовые флаги с Андреевской символикой, но с разными по цвету полотнищами для каждой из трех эскадр флота: синее – для авангарда, белое – для кордебаталии и красное – для арьергарда. В верхнем углу полотнища у древка размещалась вставка – лазурный Андреевский крест на белом фоне.
В 1712 году для всех кораблей флота вновь утверждается единый кормовой флаг. Теперь это было уже привычное для современного флота белое полотнище с голубым диагональным крестом – Андреевский флаг. Флаг, развевавшийся практически без изменений 200 лет над российскими кораблями, отмененный в 1917 году и восстановленный вновь после 1991 года. Флаг, под которым шли в бой моряки при Гангуте, Наварине и Синопе. Флаг, под которым на века обессмертили свои имена бриг «Меркурий» и крейсер «Варяг». Флаг, под которым и на берегу героически сражались флотские формирования – полковника Толбухина на Котлине во время Северной войны, части Гвардейского экипажа при Бородине, в Севастополе и в Петропавловске-Камчатском во время Крымской войны, при драматической обороне Порт-Артура. Этот флаг прославил себя не только в многочисленных баталиях. Для жителей города Мессины на Сицилии это символ бескорыстной помощи и самоотверженности русских моряков во время разрушительного землетрясения в декабре 1908 года. Тогда, получив известие о катастрофе, находящийся в средиземноморском плавании отряд русских кораблей в составе линкоров «Цесаревич» и «Слава», крейсеров «Богатырь» и «Адмирал Нахимов», канонерских лодок «Гиляк» и «Кореец» изменил курс и прибыл на рейд Мессины. Сойдя на берег, русские моряки, несмотря на реальную опасность погибнуть самим, бесстрашно спасали пострадавших в завалах жителей города. Их самоотверженность была высоко оценена правительством Италии. В знак благодарности была учреждена памятная медаль, которая в 1911 году была торжественно вручена жителями Мессины экипажу приглашенного для этого торжества крейсера «Аврора».
Наверное, нельзя не напомнить и то, что Андреевский флаг стал практически основной причиной завершения гражданской войны в США. В разгар войны в сентябре 1863 года эскадры контр-адмиралов А.А. Попова и С.С. Лесовского бросили якоря на рейде Нью-Йорка и Сан-Франциско. Приход русских кораблей предотвратил вмешательство в войну Англии и обеспечил тем самым победу «северян». Спустя три года в Кронштадт прибыл отряд американских кораблей для вручения адреса конгресса с благодарностью России за оказанную поддержку.
Так же и современный Военно-морской флот России, верный трехвековым героическим традициям русских моряков, с достоинством и честью проносит Андреевский флаг на всех широтах Мирового океана.
Андреевский флаг не был первым российским корабельным флагом. За сорок лет до его учреждения в 1667 – 1669 гг. в селе Дединово на Оке была построена во главе с первым русским кораблем «Орел» флотилия для защиты торговых путей на Волге и Каспии. Для «Орла» по настоянию его строителя и капитана голландца на русской службе Д. Бутлера был установлен кормовой флаг, к сожалению, до нас не сохранившийся. По отдельным описаниям и предположениям, это было разделенное на четыре части прямым синим крестом полотнище, четверти которого попарно по диагоналям были красного и белого цвета. Впоследствии с вступлением на престол Петра I корабли пока еще малочисленного русского флота того времени, начиная с ботика на Яузе – дедушки русского флота – и далее – Потешной флотилии Плещеева озера, флотилии Белого моря, Каспийской флотилии, «Морского каравана» и Азовской флотилии – несли в качестве кормового флага трехцветный «Флаг Его Царского Величества Московского». Торговый флот этого периода ходил до 1705 года под белым флагом с черным двуглавым орлом в центре, а затем под трехцветным государственным. Кормовые флаги тех времен, подобно армейским знаменам, были значительны по своим размерам. Длина их доходила до четырех метров, а на флотах других стран и того более. Такие размеры были продиктованы тактическими целями: флаг должен был вызывать страх у врага не только своей величиной зрительно, но и на слух, звуковым эффектом: длинное полотнище «ревело» на ветру. Со временем размеры флагов и знамен уменьшились, а их устрашающий «рев» до недавних пор все еще сохраняли различные сирены, ревуны, двигатели без глушителей и прочие «военные хитрости».
Известно, что принятию Андреевского флага предшествовали не менее тридцати эскизных набросков, сделанных рукой царя. Да и утвержденный в первоначальном облике Андреевский флаг просуществовал недолго. В 1700 году были введены новые кормовые флаги с Андреевской символикой, но с разными по цвету полотнищами для каждой из трех эскадр флота: синее – для авангарда, белое – для кордебаталии и красное – для арьергарда. В верхнем углу полотнища у древка размещалась вставка – лазурный Андреевский крест на белом фоне.
В 1712 году для всех кораблей флота вновь утверждается единый кормовой флаг. Теперь это было уже привычное для современного флота белое полотнище с голубым диагональным крестом – Андреевский флаг. Флаг, развевавшийся практически без изменений 200 лет над российскими кораблями, отмененный в 1917 году и восстановленный вновь после 1991 года. Флаг, под которым шли в бой моряки при Гангуте, Наварине и Синопе. Флаг, под которым на века обессмертили свои имена бриг «Меркурий» и крейсер «Варяг». Флаг, под которым и на берегу героически сражались флотские формирования – полковника Толбухина на Котлине во время Северной войны, части Гвардейского экипажа при Бородине, в Севастополе и в Петропавловске-Камчатском во время Крымской войны, при драматической обороне Порт-Артура. Этот флаг прославил себя не только в многочисленных баталиях. Для жителей города Мессины на Сицилии это символ бескорыстной помощи и самоотверженности русских моряков во время разрушительного землетрясения в декабре 1908 года. Тогда, получив известие о катастрофе, находящийся в средиземноморском плавании отряд русских кораблей в составе линкоров «Цесаревич» и «Слава», крейсеров «Богатырь» и «Адмирал Нахимов», канонерских лодок «Гиляк» и «Кореец» изменил курс и прибыл на рейд Мессины. Сойдя на берег, русские моряки, несмотря на реальную опасность погибнуть самим, бесстрашно спасали пострадавших в завалах жителей города. Их самоотверженность была высоко оценена правительством Италии. В знак благодарности была учреждена памятная медаль, которая в 1911 году была торжественно вручена жителями Мессины экипажу приглашенного для этого торжества крейсера «Аврора».
Наверное, нельзя не напомнить и то, что Андреевский флаг стал практически основной причиной завершения гражданской войны в США. В разгар войны в сентябре 1863 года эскадры контр-адмиралов А.А. Попова и С.С. Лесовского бросили якоря на рейде Нью-Йорка и Сан-Франциско. Приход русских кораблей предотвратил вмешательство в войну Англии и обеспечил тем самым победу «северян». Спустя три года в Кронштадт прибыл отряд американских кораблей для вручения адреса конгресса с благодарностью России за оказанную поддержку.
Так же и современный Военно-морской флот России, верный трехвековым героическим традициям русских моряков, с достоинством и честью проносит Андреевский флаг на всех широтах Мирового океана.
Олег КОНОВАЛОВ.