Перейти к основному контенту Перейти к левой колонке Перейти к правой колонке

Морской бой за георгиевскую ленту

"Меркурий": морской бой за георгиевскую лентуЭтот эпизод навсегда вошел в анналы российской военно-морской истории. 26 мая 1829 года 18-пушечный бриг "Меркурий" под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского был настигнут в море двумя турецкими линейными кораблями, со 184 орудиями на борту. Небольшой российский бриг победил врага, а его команду наградили черно-оранжевой лентой.

В 1834 году в Севастополе на средства, собранные моряками, установили памятник, на котором выбита надпись: "Казарскому. Потомству в пример". Император Николай I за исключительные подвиги дал право бригу "Меркурий" поднимать в качестве кормового флага Георгиевский адмиральский флаг. Кроме "Меркурия", таким правом чуть ранее был наделен только корабль "Азов" — за мужество и отвагу в достижении победы в Наваринском сражении.

Заслуги двух боевых кораблей были столь высоки, что больше ни один император не произвел подобного награждения. Флаги же переходили по наследству к кораблям-преемникам, названным "Память Азова" и "Память Меркурия".

Для экипажей двух этих кораблей было установлено: носить на бескозырке так называемую георгиевскую ленту. Цвета ленты — черный и оранжевый — означают "дым и пламя" и символизируют личную доблесть солдата на поле боя. Также считается, что эти цвета обращаются к житию святого Георгия Победоносца и символизируют смерть и воскрешение. Святой Георгий, согласно житийной литературе, трижды прошел через смерть и дважды был воскрешен.

Но вернемся к памятному бою "Меркурия". Действительно — таких боев в российском флоте больше не было. При почти десятикратном преимуществе в орудиях сразу два подбитых турецких корабля покинули акваторию боя, убоявшись потопления бойким российским корабликом.

Двадцатипушечный бриг "Меркурий" построили и спустили на воду в Севастополе в мае 1820 года. В отличие от других бригов русского флота, он имел малую осадку и был оснащен веслами. В ходе Русско-турецкой войны три русских корабля: 44-пушечный фрегат "Штандарт", 20-пушечный бриг "Орфей" и 20-пушечный бриг "Меркурий", которым командовал капитан-лейтенант Александр Казарский, получили приказ крейсеровать у выхода из пролива Босфор.

На рассвете 26 мая, в 13 милях от пролива, русский отряд заметил турецкую эскадру из14-ти судов, шедшую от берегов Анатолии. Сосчитав турецкие вымпелы, российские корабли повернули назад. Но вскоре тихоходного "Меркурия" догнали лучшие турецкие "ходоки" — 110-пушечный "Селимие" под флагом капудан-саши и 74-пушечный "Реал-бей" под флагом младшего флагмана.

Шансы на спасение у "Меркурия" были ничтожны: 184 пушки против 20-ти, даже не принимая во внимание калибры орудий, почти не оставляли надежды на благополучный исход боя, в неизбежности которого уже никто не сомневался.

Турки первыми открыли огонь. После первых же турецких выстрелов на бриге состоялся военный совет. Командир брига "Меркурий" 28-летний капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский в своем донесении флотскому начальству писал: "…Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким-нибудь кораблем, тот, кто еще в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйт-камеру".

Закончив офицерский совет, командир брига обратился к матросам и канонирам с призывом не посрамить чести Андреевского флага. Все единогласно объявили, что будут до конца верны своему долгу и присяге. Перед турками был противник, предпочитавший смерть капитуляции и бой спуску флага.

Казарский прекрасно знал слабые и сильные стороны своего брига. "Меркурий" был крепок, правда тяжеловат на ходу. Прекрасно держал высокую волну, зато в штиль совершенно грузнел. Спасти его могли только искусство маневра и меткость канониров.

Настоящий бой начался, когда "Селимие" попытался обойти бриг справа и дал залп своим левым бортом, от которого Казарскому удалось удачно уклониться. Далее в течение получаса "Меркурий", используя весла и умело маневрируя, заставлял противника действовать только погонными орудиями. Но потом бриг попал между двумя турецкими кораблями.

Густой рой ядер, книпелей и брандскугелей полетел в "Меркурий". На требования "сдаваться и убирать паруса" Казарский отвечал залпами орудий и дружным ружейным огнем. Наконец, метко пущенные 24-фунтовые ядра "Меркурия" перебили ватер-штаг и повредили грот-брам-стеньгу "Селимие", что совершенно нарушило гротовый рангоут корабля и заставило его лечь в дрейф.

"Реал-бей" настойчиво продолжал бой. В течение часа он бил бриг жестокими продольными залпами. "Меркурий" упорно отбивался, пока еще один удачный выстрел не перебил мачту турецкого корабля. Эти повреждения лишили "Реал-бей" возможности продолжать преследование и вскоре он прекратил бой.

Поскольку артиллерийская канонада, доносившаяся с юга, смолкла, ушедшие вперед "Штандарт" и "Орфей", посчитав "Меркурий" погибшим, приcпустили флаги в знак траура по нему флаги… Но маленький бриг выжил — мало того, он оказался победителем!

Контуженный, с перевязанной головой командир Казарский подсчитал потери: четверо убитых, шесть раненых, 22 пробоины в корпусе, 133 — в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 — в такелаже, также были разбиты все гребные суда.

Подвиг брига получил высокую оценку противника. После боя один из штурманов турецкого корабля "Реал-бей" отметил: "Если в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все прочие затмить, и имя героя достойно быть начертано золотыми буквами в храме славы: капитан был сей Казарский, а имя брига "Меркурий".

Экипаж "Меркурия", вписавший новую страницу в книгу русской морской славы, был щедро награжден и обласкан. Офицеров наградили орденами и произвели в следующие чины, а Казарский еще получил и звание флигель-адъютанта. Всем офицерам и матросам была назначена пожизненная пенсия в размере двойного жалования.

"Меркурий" прослужил на Черном море до 9 ноября 1857 года, когда поступило распоряжение "о разборке его по совершенной ветхости". Однако имя его было приказано сохранить в русском флоте с передачей соответствующему кораблю кормового Георгиевского флага. Три корабля Черноморского флота поочередно носили название "Память Меркурия": в 1865 году — корвет, а в 1883 и 1907 годах — крейсера. Ходили под Андреевским флагом балтийский бриг "Казарский" и одноименный черноморский минный крейсер.


Андрей Михайлов


Флаги стран и территорий

Стоимость флага любой страны размера 90х135 см (шёлк 70 г/м) — 800 рублей.Стоимость флага любой страны размера 30x45 см с креплением на боковое стекло автомобиля — 350 рублей. Доставка.Представлены не все флаги и размеры. Каталог заполняется.Время работы с 8-00 до 22-00 без перерывов и выходных.Стоимость одного флага в рублях для других вариантов размера и ткани | Ткань/размер | 40х60...

Каталог товаров

Каталог товаров

Поиск по сайту

Каталог товаров



Регистрация
Забыли пароль?